Меню
Карта цен на аивабилеты

Куда пойти со школьного двора?

  • Отзывы :0
  • Просмотров: 979
  • 0
 

Вот-вот начнутся выпускные экзамены, а там - выпускной, получение заветного аттестата и всё. Школа кончилась. Повезло тем родителям, чьё чадо с детства имеет мечту, «Мол, буду врачом, и точка!». А если чадо к концу школы так и не смогло определиться с ответом на вопрос «Кем быть?».

«В детстве я мечтала быть билетёром в кино, потому что бумажки рвать можно, и никто не ругается. Потом в списке мечтаний были: балерина, каскадёр, космонавт и дизайнер. К 11 классу поняла: не хочу ни-че-го – «Хочу отдохнуть». Минимум два года. Родители отдохнуть не дали: или поступай, или работай. Пошла поступать - хвостиком, за лучшей подругой. Она к своей мечте шла, а я - за компанию. Случайно выбор оказался удачным. Повезло», - вспоминает журналист Мария.

Таких историй - тысячи, но не все они заканчиваются столь удачно. Профориентация по принципу «ближе к дому», «за компанию», «так мама сказала» чаще всего заканчивается двумя путями: резкой сменой профессии или же унылым каторжным существованием на «любимой» работе.

И здесь встает извечный вопрос «Как этого избежать?».

На перепутье

Как утверждают специалисты вариантов «пути со школьного двора» может быть три. Можно заставить ребёнка поступить в вуз по выбору родителей. Можно настоять, чтобы он сам сделал хоть какой-нибудь выбор. И, наконец, можно предложить чаду поработать год-другой, а уже потом более сознательно выбрать профессию, когда и опыта житейского хоть немного наберется и повзрослеет и увидит жизнь так сказать без прекрас.

Плюсы поступления в вуз по выбору родителей: будущая профессия будет давать гарантированный «кусок хлеба», она престижна и не требует чрезмерного напряжения. Возможно, для построения карьеры у родителей есть определённые связи. Минусы: есть большой риск, что подростку будет неинтересно в этой сфере, и он либо перестанет учиться и «вылетит» из института, либо закончит вуз, но будет «отбывать срок» на нелюбимой работе. Также может случится и такое, что за 5-6 лет учебы ситуация в стране и мире повернется на 180 градусов и уже профессия не такая престижная да и зарплата не ахти, и за эти годы выпустилось столько специалистов в данной области, которых также подтолкнули к этому родители, что шансы устройства на работу практически раны нулю.

В свою очередь психологи уверены - заставить ребёнка поступить в вуз по выбору родителей - значит, взять на себя ответственность за его учёбу, да и за жизнь. Признать своего ребёнка недееспособным. Минусы этого варианта очевидны. В ситуации, когда вы уверены, что это действительно лучший вариант, специалисты советуют поделиться с ребёнком своими соображениями, предложить наиболее подходящий, с Вашей точки зрения, вариант и аргументировать свой выбор позитивными примерами.

Второй вариант - настоять, чтобы ребёнок сам сделал хоть какой-нибудь выбор - психологи тоже не рекомендуют. По большому счёту ребёнок уже сделал свой выбор: не выбирать. Если продолжать настаивать можно совсем потеряете контакт с ним. Имеет смысл прояснить, поговорить, выспросить, в чем затруднения. Возможно, ему не хватает информации, либо он не уверен в своих силах, либо не уверен в вашей поддержке, либо испытывает давление от ближайшего окружения и не готов высказать своё желание.

Плюсом этого варианты является лишь то, что, по крайней мере, поначалу есть вероятность, что ребёнок будет проявлять интерес к учёбе, открывать для себя что-то новое. Минус такого решения: выбор профессии без учёта её недостатков. Вчерашний школьник может не учесть необходимость частых командировок, невостребованность на рынке труда, постоянное нервное напряжение, высокую материальную или моральную ответственность и тому подобное. Ещё один минус выбора «наобум» может привести к тому, что интерес быстро перегорит, и через полгода обучения студент захочет поменять профессиональную сферу. Да-да, такое тоже может быть. Только вы успокоились, что дитя при деле, а оно вам: «Не хочу быть физиком, хочу быть лириком!» И что делать? Специалисты рекомендуют обстоятельно обсудить этот вопрос на семейном совете, если подросток сможет внятно рассказать, что именно его привлекает в другой специальности, и не нравится в первой, стоит пойти ему навстречу. Может быть, появится возможность не бросить вуз и начать с нуля, а перевестись в другой.

И, наконец, последний вариант: год-другой поработать, а потом принимать решение. Особенно полезен такой вариант, если работа будет связана с одной из рассматриваемых профессий. Тогда у подростка будет возможность лучше понять её специфику, преимущества и недостатки. Но в этом есть и существенный минус: в юном возрасте обучаемость выше, один и тот же материал в 17 лет усваивается легче, чем в 20. Особенно это касается технических специальностей.

Со своей стороны психологи считают, что не поступать сразу в вуз, а немного поработать - идея, вполне имеющая право на жизнь. Здесь очень важно обсуждать с ребенком разные варианты развития событий. Доброжелательные беседы по поводу будущего - очень важная составляющая для подведения своего ребёнка к необходимости сделать профессиональный выбор».

Основным приоритетом здесь - это интерес подростка к работе, желание узнать для себя что-то новое, познакомиться с особенностями корпоративной культуры, должностными обязанностями, спецификой работы коллег, получивших высшее образование. Поэтому если подросток насытил свой интерес, не стоит настаивать на том, чтобы он оставался на ней и дальше. Единственное, за чем стоит следить - чтобы у ребёнка не было продолжительных перерывов между работами.

Хочу всё знать

Конечно, чувствовать себя витязем на распутье нелегко. Поэтому лучше всего заблаговременно заняться этим вопросом и вместе с ребенком хотя бы за год до поступления в вуз вместе начать думать над выбором профессии. В крайнем случае, если сроки поступления совсем поджимают, имеет смысл получить хотя бы 1-2 консультации по профориентации у психолога, определить склонности ребёнка, и на их основании определяться.

А в идеале хорошо бы, чтобы подросток года за два до поступления в вуз прошёл первичную профориентацию у психолога, определил хотя бы приблизительно интересные для него профессиональные сферы, а потом походил бы на специальные занятия, дающие возможность лучше познакомиться с определённой профессией. При некоторых вузах есть школы юных профессионалов: Школа юного психолога, Школа юного юриста и т.п. В Центрах внешкольной работы можно посещать кружки, дающие первое представление о профессии. Походив несколько месяцев на такие занятия, подросток может понять, интересна ли ему эта сфера. Если нет - записаться в другой кружок или секцию. Полезно также поговорить с представителями понравившейся профессии. Взрослый профессионал сможет рассказать подростку о преимуществах и подводных камнях своей работы.

Если же в вашей школе нет полноценной профориентации, можно обратиться за помощью к специалистам - в государственную или частную консультацию по профориентации. В рамках профориентации проведут тестирование, определят профессиональные склонности и предпочтения подростка, его личностные особенности, интеллектуальное развитие, соотнесут с требованиями профессий и порекомендуют профессиональную область, наиболее отвечающую его запросам и особенностям.

И напоследок, по выбору профессии

1. Для того чтобы сделать выбор, для начала стоит узнать свои особенности:

- свои профессиональные склонности и предпочтения (ответ на вопрос: «Что мне нравится делать?»);

- структуру своего интеллекта, способности («физик « или «лирик»);

- психологические особенности, личностные качества и ценности (например, лидер или командный игрок).

2. Необходимо изучить информацию о предполагаемой профессии - так называемую профессиограмму:

- необходимое образование и учебные заведения, обучающие данной профессии;

- профессиональную область;

- качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности и личностные качества, склонности), и область применения профессиональных качеств;

- историю профессии.

Информацию можно найти на сайтах по профориентации, в специальной литературе, на консультациях у профориентатора.

3. Необходимо соотнести личностные профессиональные предпочтения и особенности с требованиями в той или иной профессии.

Безусловно, подростку требуется помощь родителей при получении и обработке информации. Но выбор профессии всегда нужно делать вместе с ним, а не за него.

Нравится
 
Оставить отзыв
Ещё никто не оставил отзывов к записи.